Michael Yutsis (yms) wrote in ru_umka,
Michael Yutsis
yms
ru_umka

Category:
УМКА: КАКАЯ РАЗНИЦА, ЧТО Я ИМЕЛА В ВИДУ?
 
Сейчас в Израиле проходят концерты группы "Умка и Броневик". Умка
(она же - Аня Герасимова) - в прошлом - профессиональный филолог, в
настоящем - звезда российского рок-"андеграунда". Аня не скрывает,
что наибольшее влияние в музыкальном плане на нее оказали Grateful
Dead и Игги Поп, Боб Дилан и ранний Pink Floyd, Патти Смит и Velvet
Underground, а в области словесности - Мандельштам, Введенский, Хармс
и многие другие. За долгие годы своего существования группа "Умка и
Броневик" записала более 20 альбомов, причем последний их них вышел в
прошлом году в Сан-Франциско на виниловой пластинке, и таким образом
группа словно еще раз обозначила, откуда же родом психоделия и
гаражный рок-н-ролл, которые "Умка и Броневик" обрушивают на своих
слушателей. И после первого же из израильских концертов мне захотелось
поговорить с Аней именно о живом рок-н-ролле, именно о "корнях" ее
музыки.
 
- Истоки твоих песен - они где-то в 60-х, в рок-н-ролле...

- Безусловно, как, собственно, и истоки всей рок-музыки там находятся...

- Да, конечно. Но, по сути дела, в России вы вообще чуть ли не
единственная группа, которая профессионально играет музыку конца
60-х - начала 70-х. Вы сами себе анахронизмом не кажетесь, и в
особенности в современной России?

- В России мы себе вообще ничем не кажемся, поскольку мы существуем
в контексте мировой музыки.

- Вот как?! Ни больше ни меньше? Т.е. вы воспринимаете себя и
вообще все то, что вы делаете, исключительно в контексте мировой
музыки?

- Почему же исключительно? Вообще, в принципе, в контексте всемирной
музыки (но не "world music", конечно). Во всемирном контексте
чувствуем себя очень хорошо.

- Но ведь на самом деле очень мало и во всем мире групп, которые
сегодня играют такую музыку.

- Ну почему же? Полно!

- Я имею в виду относительно новые группы, а не так называемых
"динозавров"...

- Так мы и есть динозавры! Т.е. лично я - уже точно "динозавриха",
потому что, считай, 25 лет - это хороший срок. Какой-нибудь Иван
Краль (Ivan Kral - гитарист и автор, начинавший свою карьеру в начале
70-х в группах Blondie, Patti Smith Group, его песни исполняли Игги
Поп, U2, Дэвид Боуи и многие другие - прим. ВЛ)
наверное, столько же
тусуется, да? Это я так, навскидку первое имя назвала...

- Ну, он чуть побольше...

- Чуть побольше только потому, что он раньше начал. Но, в общем,
наше поколение на Западе уже считается "динозаврами". И они еще
успели немножко взглянуть на "нормальный" рок, чуть-чуть крылышком
его задели, еще успели потусоваться в нормальные времена, когда не
нужно было быть "как бы", а можно было быть "на самом деле". Вот и мы
- "на самом деле", мы не "как бы". Даже если спросить любую личность,
которая сейчас занимается "рок-музыкой" и мнит свои корни где-то в
60-х или 70-х, любой из них скажет, что вот мы - "в контексте", а
вокруг нас никто ничего не понимает. Поэтому я с этой "телегой" не
выступаю, это достаточно общая вещь.

- Но ведь за прошедшие 25 лет ты и как автор, и как музыкант
эволюционировала, музыка твоя эволюционировала, главным образом...

- Мы просто лучше стали играть. Возьми, к примеру, мои песни "Без
ноги" или "Пропади ты, сука" - они были сочинены тогда, в 86-м году,
а играть их нормально мы научились лет 7-8 назад. И даже не только
"рокеры", но и такая психоделическая размазня, как "Умер Великий Пан"
или "Где я теперь?" - эти песни тоже были сочинены в 86-м году, и я
тогда в голове себе представляла, что может когда-нибудь возникнуть
группа, которая будет это играть. И вот сейчас эта группа играет эти
песни ровно так, как я себе представляла в свое время, потому что это
люди именно того поколения, именно того воспитания, и с теми же
приоритетами, и хотя мы все любим разную музыку, она вся из одного и
того же корня.

- Тем не менее, когда я слушаю более поздние твои записи, с новыми
песнями, у меня возникает ощущение, что песенный материал написан
совершенно по-другому. И мне кажется, что новые песни люди и
воспринимают по-другому. Может быть, потому что твои старые песни были
построены музыкально более просто?

- Это потому что сейчас есть возможность сыграть что-то не самой.
Кстати говоря, самый пик сложности был в так называемый "Grateful
Dead"-период, 7-8 лет назад, тогда у нас были песни со всякими
лирическими отступлениями, со сложными аккордами. А потом я вернулась
обратно на эти 3-4 аккорда, да больше-то мне и не нужно ничего. Дело
не в этом, ты говоришь, наверное, вот о чем: я тогда играла для себя в
то, что когда-нибудь я могла бы стать "рок-звездой", которую бы вот
так воспринимали. А сейчас меня уже воспринимают так, и я уже
расчитываю на кого-то, кому я пою.

- Тем менее, мне кажется, что достаточно большая часть твоих
слушателей больше воспринимает тебя как личность и как автора, - и
не воспринимает тебя так, как тебе бы хотелось бы - как
рок-музыканта, рок-н-ролльщика, играющего с группой.

- Нет, мы проводили опросы в Живом Журнале, в Вконтакте, на
концертах, и я вижу, что в принципе людей, которые интересуются нами
как рок-группой - их примерно столько же, как и людей, которые
интересуются мной как автором-исполнителем (по английски это лучше
звучит - singer-songwriter), и есть большое количество пересечений -
людей, которых интересует и то, и другое. И мне не обидно такое
положение вещей - вот посмотри на Боба Дилана, если уж с кем-то себя
сравнивать - он тоже singer-songwriter, и при всем при этом он и
рок-музыкант...

- Мне кажется, что Боб Дилан - не очень корректное сравнение,
потому что у Дилана от альбома к альбому играют совершенно разные
музыканты...

- В последнее время уже одни и те же...

- Да, но при этом, например, у вас группа - это единое существо, а у
Дилана - это все же аккомпанирующий состав...

- Да! Конечно, я очень стараюсь, чтоб было именно так, как ты
говоришь. Я очень держусь за этих людей, я страшно рада, что они со
мной играют. Каждого из них я очень сильно люблю, и я все это вместе
"высидела", словно бы такое большое яйцо. Я хочу, чтоб так было. Мы
играем как один человек, и мы очень счастливы при этом. В этом смысле
мы скорее как "Лед Зеппелин" или как "Роллинг Стоунз".

- Окей! Вернемся к международности вашей музыки...

- Кстати, знаешь, какой мы лозунг выдумали? "Умка и Броневик как
флагман международного оверграунда". Дело в том, что совсем недавно
вышло отличное интервью, но в котором слово "андерграунд" повторяется
уж слишком часто, поэтому надо придумывать что-то новое, отсюда и
возникает новый термин "оверграунд" - не "под землей", а "над землей",
хаха...

- Отлично! Так вот, по поводу международности твоей музыки -
отличаются ли для тебя концерты в России, Европе, Америке от твоих
концертов в Израиле и отличается ли израильская публика от какой бы то
ни было другой? Или все то же самое?

- В каждом городе концерты проходят по-разному. Но, в принципе, если
взять весь мир, и все города и страны, где мы когда-либо выступали -
Америку, Европу, Израиль, весь бывший Союз - то наш удачный концерт
ничем не отличается - это всё наши люди, и мы все вместе делаем одно
дело - словно один большой костер. Вот он горит - и это большое
счастье, нам всем тепло, ярко, всё пылает. Ну а когда не очень удачный
концерт - то начинаешь уже замечать какие-то детали - в таком-то
городе публика более вялая, а в таком-то - более "гламурная", еще
что-то может быть связано с каким-то конкретным местом, клубом, где ты
играешь. Но иногда - вдруг - ты делаешь на сцене какой-то ход, даже ты
сам не знаешь, какой, и - БАЦ - эта стенка ломается, и оказывается,
что это даже не стенка была, а там даже и стекла-то не было! И - вдруг
- все эти люди - уже твои! Мы, кстати, в последнее время начали много
играть для нерусскоязычной аудитории, и это удивительно, что люди
ведутся точно так же, как и наши-советские-люди, которые меня слушали
с пеленок (да, уже есть люди, которые меня слушают с пеленок и все
песни знают наизусть...). И они точно так же ведутся, так же ходят
ходуном, хотя, им, в общем, по барабану, о чем я пою. Они могут для
интереса спросить - о чем это? Я им говорю, что вот эта песня,
допустим, о дороге, а вот эта - про любовь, а эта - про то, что плохие
люди вкладывают хорошие деньги в плохую музыку, - и они все понимают,
и после этого они абсолютно так же прутся - им АБСОЛЮТНО всё равно,
ничего уже не имеет значение - вся эта игра слов, весь этот Серебряный
Век, который у меня глыбой стоит где-то за затылком, все эти обэриуты,
все эти Пушкин и Лермонтов - какая разница, что я имела в виду?! И за
все это, конечно, огромное спасибо моей группе.

Беседовал Виктор Левин


источник: http://docs.google.com/View?id=dczh7885_76cf2m9hf2
Tags: интервью
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments