Дмитрий Сергеев (from_ulyanowsk) wrote in ru_umka,
Дмитрий Сергеев
from_ulyanowsk
ru_umka

Рецензия на конкурс.

Сообщники! В одном киношном сообществе проходит конкурс "рецензия на фильм, вышедший до 2000-го года". Я, пользуясь выходными, решился. Но - ваш суд мне интересен более всего. Реплики вроде "мудак, чего ты гонишь" мне также любопытны, но всё-таки конструктив был бы интереснее. Итак, Фильм «Брат» Алексея Балабанова.
Фильм «Брат» Алексея Балабанова. Хорошо, допустим, он пришёл с войны. И он очень любит «Наутилус Помпилиус». Ну не «Ласковый май» же ему любить. И вот – новый мир, где брат подставляет брата за возможность «срубить бабла». И Данила, главный герой фильма, который с войны пришёл, как-то даже слишком легко вписывается в этот новый мир. Легко выполняет боевое задание, которое дал ему брат, легко вписывается в околомузыкальную тусовку, легко находит «гёрл-френдов», легко разбирается в итоге с бандитами, которые идут по его следам. Фильм, безусловно, находит своего зрителя в силу интересного детективного сюжета, востребованного всегда и везде; в силу разработанного стиля фильма, когда отрицательный персонаж разговаривает пословицами, а положительный герой положителен не потому, что спасает «униженных и оскорблённых», а потому что тянется к прекрасному. За «прекрасное» в фильме выступает рок-тусовка во главе с «Наутилусом Помпилиусом». И вот тут начинаются несостыковки, которые я не могу понять даже спустя годы. Очевидно, что Балабанов хотел снять фильм из серии «остановись мгновенье, ты не столь пркрасно, сколько ты неповторимо». То есть – ни много, ни мало – снять версию «Герой нашего времени» образца 1997-го года. Запечатлеть время, жизнь «как она есть на самом деле». Встать в один ряд с Де Сика, Росселини, Феллини. Но – этого каждый нормальный режиссёр хочет. Перейдём к конкретике. Балабанов исходит из рок-тусовки как предела мечтаний для Данилы Багрова, героя своего фильма. Эти люди для него, как небожители. В них он по-настоящему влюблён: в Бутусова, Настю Полеву, в Чижа и других. И вот тут мне становится не понятно: он в киллеры пошёл, вдохновлённый песнями Бутусова? Или песни – отдельно, а выстрелы в Питере – отдельно? Работу с увлечением не смешиваем? Но мне не понятно. Не понятно именно потому, что я знаю рок-тусовку, и песни Бутусова мне тоже небезразличны. Как одиноко и непонятно стало этой андеграундной тусовке в мире, где нет запретов. Они же все из СССР, они к подпольным концертам привыкли, они песни про любовь, мир и «не стреляй» сочиняли. А тут всё можно, запрещённых песен нет, в этом мире, в который вернулся Данила Багров после службы в армии. Данила ещё застал тот, старый мир, где «отец, приходя, не находит дверей и плюёт в приготовленный ужин», и поэтому он боготворит рок-тусовку. Они для него вестники правды и истины, пророки смысла жизни. И Балабанов, человек тоже той, ещё советской рок-тусовки, пытается её, старую, показать в новом, послеперестроечном мире. Показать во всей красе, улыбающимися, красивыми, с гитарами, на квартирнике в душевной обстановке. Но мир то уже изменился! Там, в соседней квартире, убивают. Убивают не из-за политики, а потому что в этом новом мире убийство – норма, способ выживания и зарабатывания денег. И Данила Багров это понимает, что, убивая, ничего личного он не преследует, это работа такая. И я не верю. Потому что у Балабанова есть шанс показать, что действительно произошло с той тусовкой рокеров 80-х, что произошло с этими людьми, в 80-х рванувших за свободой, сочинявших песни про любовь и свободу. Но Балабанов не пользуется этим шансом. Он делает фильм про раздолбая с пистолетом, делает кассу, убеждая зрителя, что это и есть – герой нашего времени. И следующие песни, которые слушает этот герой – это песни групп уже из новой рок-тусовки. На смену «ДДТ» и «Наутилусу» приходят «Би-2» и «Ночные снайперы», и «Земфира». Приходят песни без смысла, но с хорошо прописанным звуком и аранжировками, так хорошо подходящие под общую бессмыслицу кроваво-коммерческой кутерьмы и атмосферу погони. А про людей 80-х фильм никто так и не снял. Никто не снял фильм про поиски Бога, в которые ушли многие рокеры, просто про поиски правды в новом коммерческом мире, никто не снял фильм про людей, не умеющих стрелять. Возможно, это действительно время нового андеграунда, когда осмысление происходящего происходит тихо, незаметно, среди своих, а не на широком экране и публично. Ведь ещё в конце восьмидесятых один из героев эпохи спел «Я возвращаюсь налегке, с запасом стрел назад в подвалы…»
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments