hard_fatum (hard_fatum) wrote in ru_umka,
hard_fatum
hard_fatum
ru_umka

типа рецензии)


Мощная пластинка – наравне, а то и покруче остальных частей образовавшейся сольной трилогии «20 лет спустя рукава» и «След от самолета»; именно с «20-ти лет», на мой взгляд, и наметился очевидный творческий взлет, во многом обусловленный отказом от излишней авторской скромности, так или иначе ощущавшейся в предшествовавших работах. И в то же время, «Веселая жизнь» – вполне самодостаточный альбом, констатирующий переход на новый уровень музыкального мышления – в частности, в том, что касается бескомпромиссности саунда, игры на контрастах – так, минималистичный «Дым» соседствует с рок-н-ролльной «Частью программы» и электронной (!) «National Hero»; песни под одну гитару перемежаются с традиционной психоделикой (как умеет только Боря Канунников). Хорошо заметен трепетный, строго индивидуальный подход к каждой вещи. И в то же время, при всем сознательном разнобое в звучании – налицо смысловое единство, четкая драматургия. Центральная вещь, основная, программная - «Нет никакой другой стороны» - вопреки своему названию, как раз-таки самая потусторонняя. Безошибочное и безупречное связующее звено между самой безысходной песней («Встань и ходи», возможно, сильнейший трек альбома) - и самой жизнеутверждающей («Чучело», где концовка, видимо, неспроста оказалась за пределами буклета с текстами). Мда, безраздельность сознания, отсутствие «другой стороны», шаг за пределы утверждения и отрицания (на что, в том числе, намекает и оформление – дорожный щит «Веселая жизнь» на обложке — и он же, наискосок перечеркнутый на заднем вкладыше) – все же весьма специфическое, экстремальное состояние ума, труднодостигаемое (и труднопередаваемое), возможно, даже для автора диска… Об оступившихся на этой коварной дорожке — мрачный инди-хит в пелевинском духе «Бог не играет в домино». Соблазны силы, страх перед личной ответственностью, тяга укрыться за спинами союзников путем попыток с ними отождествиться (пес и гриф) — до такой жизни довел себя герой песни; нервный, с элементами нойза, рвано-ритмичный аккомпанемент — лучше не придумаешь для трип-репорта с темной, «лунной» стороны сознания. Подобное тянется к подобному — и вполне закономерно, что загнанному в темницу духа бедолаге Бог предстает в узнаваемом образе уголовного авторитета -

Расшвыряет фишки, повалит стол
За козла ответишь — Кто тут козел?
Ведь Бог
Не играет в домино
Короче, Бог
Не играет в домино (он не умеет)

Фабула обрывается на самом интересном месте — оказывается, что играть в домино Он все-таки умеет, просто не садится с кем попало. В чью пользу закончится поединок — автор умалчивает, предпочитая резко сменить тему. Заглавная «Веселая жизнь», написанная в последнюю очередь, уже после того как придумалось название диска и был записан весь основной материал — в контексте альбома и в самом деле воспринимается как бонус-трек, радиохит сугубых маргиналов, решивших попробовать себя в более-менее традиционном русле. Одновременно это еще и дружеское посвящение Егору Летову — мало того, что он упомянут и процитирован («долгая счастливая жизнь», изначально позаимствованная Летовым у Шпаликова) — весь текст песни недвусмысленно отсылает к знакомой поэтике («Помнишь как бежал напролом, помнишь как летел поперек» - без комментариев; сравним также «В небесах Гагарин летит, по реке Чапаев плывет» - «Гитлер истерично вопил, Трумэн Хиросиму взрывал...»)

Остается гадать, почему на альбом не попала первоклассная «На станции сойду уже не я» - и переслушивать то, что туда попало, благо, уровень концентрации идей и смыслов на 36 минут звучания — для сегодняшнего дня небывалый, да и песни сами по себе - такие сегодняшние, конкретные — вплоть до документальности («Люди прошлого века», к примеру, или «Дом, который строю я» - ясно ведь, что при всей универсальности текста наверняка имеется в виду какой-то конкретный дом, и кирпич действительно битый и небитый вперемешку, то есть автор знает о чем поет!) Попадание в нерв текущего момента — для Умки неизменное ноу-хау; и именно сочетание текучести момента с авторской неизменностью (неизменностью себе, скажем так) — стирает грань между сиюминутным и вечным.

 

Tags: отзывы об альбомах
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments